Новости

Министерство просвещения поддержит экономику российских регионов

Фото: cоцсети

12 февраля 2021 г. в Министерстве просвещения России прошло Всероссийское совещание с региональными профильными министрами по вопросам развития среднего профессионального образования (СПО). Было представлено 30 докладов, а инструментов и решений – не счесть. Повышенный интерес к системе СПО вполне объясним: Россия нуждается в обучении высококвалифицированных и востребованных специалистов.

Поступить сегодня в колледжи и техникумы иногда труднее, чем в университеты. Конкурс – до 20 человек на место. В числе лидеров: IT‑специалисты, сварщики, электрики, повара-кондитеры, косметологи, автомеханики. А как вам техник по обслуживанию роботизированного производства или оператор беспилотных летательных аппаратов – «командир эскадрильи дронов»?

В Министерстве просвещения России, реализующем государственную политику среднего профессионального образования, считают, что работа по повышению престижа и привлекательности рабочих профессий только начинается. Вопросов много. Иногда сложно понять, сколько и каких специалистов необходимо региону на данный момент. Какой набор компетенций должен быть у специалиста?

Для решения этой проблемы в Министерстве просвещения России разработали показатели синхронизации системы подготовки кадров в СПО и кадровых потребностей экономики субъекта РФ. Создана уникальная карта, в которой указаны регионы и критерии, по которым министерство производит оценку. Субъекты выделены тремя цветами: красный – низкий показатель, жёлтый – средний и зелёный – высокий показатель. Что это даёт?

Первый заместитель министра просвещения России Дмитрий Глушко пояснил:

– Становится понятно, как реализуется национальный проект «Молодые профессионалы» в регионах. Проводится объективная оценка подготовки кадров под задачи развития субъекта. Смысл в том, чтобы оценить, насколько выделяемые государством деньги на подготовку по конкретным специальностям соответствуют потребностям региона.

Например, можно выделить финансирование на обучение сварщиков. Но кто точно скажет, сколько специалистов нужно? Теперь по итогам работы каждый из региональных министров получил «отсечку», с которой он должен начинать двигаться. Созданная нами карта – это наглядная таблица, где каждый регион может увидеть картину состояния своих СПО и то, с чего нужно начать, что нужно улучшить, а что и так в хорошем состоянии.

В перспективе это поможет каждому региону в подготовке высококачественных и востребованных специалистов в сфере среднего профессионального образования. При каждом губернаторе создан Совет по социально-экономическому развитию субъекта. На таких советах рассматриваются проблемные или развивающиеся отрасли экономики. Губернатор, руководители предприятий и директора колледжей должны сами определить, какие специалисты нужны местной отрасли. Представители системы СПО будут только исполнителями заказа.

– Вы давно в системе подготовки рабочих кадров. Есть динамика?

– Конечно! Ведь главные задачи государства – защищать, лечить и учить. И наше министерство призвано решать одну из них. Тут в лепёшку расшибись, а сделай. Количество молодых людей, поступающих в колледж, всё время растёт. Многие IT‑специалисты находят работу ещё в колледже. Ребята знают: их ждут в самых престижных компаниях. А там и зарплата, и перспектива. Никуда уезжать не надо – ты нужен здесь.

– Вы были одним из создателей системы кадрового обеспечения промышленности – Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)». Всё получилось?

– Многое. Когда генеральный директор Союза Роберт Уразов позвал меня в команду, я обрадовался. Дружный коллектив с огромным потенциалом! Сейчас отрабатываем модель, по которой каждый студент, выходя на рынок труда, сдаёт экзамен по ключевым компетенциям не преподавателям колледжа, а людям с производства. Такой экзамен уже сдали более ста тысяч человек. Благодаря «Ворлдскиллс» в России стали проводиться самые крупные профсоревнования среди работников высокотехнологических отраслей – WorldSkills Hie_SNbhTech. Работодатели из «Росатома» и «Ростеха» в очередь выстраиваются на участие. Конкуренция!

- Что позволяет поддерживать высокие стандарты подготовки?

– Регулярное переобучение мастеров производственного обучения. Учит не станок, а профессионал своего дела. Именно мастера формируют сегодня производственную культуру в любой отрасли экономики. Учить кому и где есть. В 2019 году открыли 800 мастерских, в 2020‑м – 774, в 2021-м планируем 700. Дальше – работа министерства во взаимодействии с регионами. Ещё центры опережающей профессиональной подготовки (ЦОПП) – 100 к 2024 году. Ближайшая задача – создать единую платформу ЦОППов для работодателей, колледжей, студентов и их родителей. В результате меняется отношение общества к рабочим специальностям, развиваются региональные экономики и, значит, экономика России в целом.

– Приведёте «региональные» примеры?

– Когда в Великий Новгород пришёл губернатором Андрей Никитин, он сразу провёл стратегическую сессию по развитию региона. Там были определены приоритетные отрасли экономики, по ним – наиболее востребованные специальности. Мы проанализировали и переоснастили колледжи области, ввели инструменты независимой оценки. Два года – прорыв в регионе! Среди передовиков Москва, Башкирия, Татарстан, Кемеровская, Московская, Сахалинская, Томская и Тюменская области.

Источник

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий