Новости

В России формируется глобальное информационное общество

Академик Владимир Бетелин. Фото Т. Макеева / ТАСС

Прошедшие в Москве в конце января незаконные митинги, точнее, поведение и реплики совсем молодых людей на этих митингах – это приговор нынешней системе среднего и высшего образования. «Зачем нужны законы?» – вполне серьёзно спрашивает один гражданин России. А другой 16‑летний подросток буквально помочился на своего деда за то, что тот назвал Алексея Навального предателем.
 И таких, простите, уродов не так уж и мало. Родившиеся в конце девяностых – начале двухтысячных, учащиеся в школах, из которых исчезло само понятие «воспитание», оболваненные ЕГЭ, сидящие сутками в соцсетях, поступающие в вузы не от желания учиться и познать что-то новое, а потому что это нужно для карьеры. Завтра они придут к управлению страной или тем, что от неё останется к тому времени.

Идущие на убой

После январских митингов, которые собрали молодых россиян, верховная власть зачесалась. Правда, неумело и меркантильно.

– Январские митинги – это не приговор нынешней системе образования России, а сданный на «отлично» экзамен по формированию этой системой в России гражданина глобального информационного общества. Но не гражданина России, поскольку для этого гражданина существует только два авторитета, две ценности – это он сам и его смартфон. Точнее, тот виртуальный нематериальный мир, созданный «Фейсбуком», «Гуглом» и социальными сетями, в котором он, собственно, живёт и которому он абсолютно доверяет. Ни семья, ни школа, ни страна, ни тем более государство не являются для него ни авторитетом, ни ценностью, ни теми, кому он доверяет. Свидетельство тому – и поведение, и высказывания молодёжи на этих митингах, транслируемые телевидением.

Подготовка граждан глобального информационного общества в России ведётся уже в течение более 10 лет на основе федеральных образовательных стандартов начального, основного и среднего общего образования, утверждённых Минобрнауки России ещё в 2009–2012 годах. По сути дела, эти стандарты разработаны во исполнение Россией её обязательств по реализации основных положений Окинавской хартии глобального информационного общества 2000 года и Всемирного саммита по информационному обществу 2003-го. Все работники нынешней системы образования России должны работать в соответствии с этими стандартами. Включая, конечно, и советника директора по воспитанию, – говорит академик Владимир Бетелин.

Сага про форсайты

Пару лет назад Роскомнадзор боролся с «Телеграм», который не хотел раскрывать свои коды шифрования переписки. Блокировал, блокировал, да только ничего не вышло. Летом 2020 г. блокировка была снята. Как признаются сами власти, именно через мессенджеры шла, идёт и будет идти координация митингов, в том числе и последних. В том числе и через соцсети – через «ВКонтакте» и «Фейсбук» идут активная агитация и пропаганда.

Понаблюдайте за молодёжью (и не только!) в общественном транспорте: пальчики летают по клавиатуре, глазки прыгают по новым, постоянно обновляющимся сообщениям, чтобы ничего не пропустить. Как подсчитали специалисты Института статистических исследований и экономики знаний Высшей школы экономики, практически каждый день в Интернет заходит 88, 9% молодёжи 15–24 лет. Наиболее востребованными в Сети у наших соотечественников являются социальные сети: 78% пользователей, имеющих доступ к Интернету. Причём все популярные соцсети не принадлежат России или российским гражданам. Все они контролируются либо иностранными компаниями, либо через запутанную сеть офшоров.

– В числе обязательств России по выполнению основных положений Окинавской хартии и Всемирного саммита по информационному обществу – ответственность органов государственного управления за развитие информационного общества. В том числе обеспечение «максимального расширения возможностей рыночных сил» и «конкуренции в среде ИКТ – это цель, к которой все должны стремиться». Именно поэтому практически все социальные сети контролируются иностранными компаниями, основной доход которых формируется за счёт рекламы, а действие Федерального закона №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» не распространяется на отношения в сфере рекламы (п. 2 ст. 1). По сути дела, образовательная система готовит пользователей этих социальных сетей в полном соответствии с утверждёнными образовательными стандартами, которые предусматривают формирование общеучебных умений и навыков, в том числе умение безопасного использования сети Интернет. То есть тех самых молодых граждан глобального информационного общества, живущих не в России, а в виртуальном мире, созданном и управляемом «Фейсбуком», «Гуглом» и социальными сетями, – говорит академик Бетелин.

«АН» неоднократно писали о так называемых планах «Форсайт-образования». Среди них: дистанционное образование, индивидуальные траектории, видеоуроки вместо живого общения с учителем, некие узкие компетенции вместо классических знаний. Но главные это: кастовость образования и успешное внедрение в российские умы идеи, что получение знаний всего лишь услуга, за которую надо платить. Но в условиях экономики услуг, в которой клиент всегда прав, права учителя фактически приравнены к правам низшей обслуги. А школьник ходит король королём, быстро осознав себя пупом земли, маленьким диктатором.

– Действительно, в нынешней системе образования России ученик – это заказчик образовательных услуг, в большинстве своём платных, которые ему предоставляет учитель. Учитель же в этой системе образования, по сути дела, это не наставник ученика, а продавец образовательных услуг, покупателем которых является ученик.

При этом и выбор услуги, и выбор её продавца – прерогатива покупателя – ученика, что в конечном счёте формирует у него комплекс превосходства над учителем. А у учителя чувство безответственности и за обоснованность выбора услуги, и за возможные негативные последствия для ученика. К числу которых относится интернет-зависимость школьников, которая развивается и поддерживается в результате длительных сетевых взаимодействий, в том числе инициируемых сервисами дистанционного образования. Такими, например, как цифровая образовательная платформа Учи.ру, с которой работают практически все школы Москвы.

В этой платформе ключевой показатель оценки активности школы, класса, ученика – время взаимодействия отдельного ученика с сервисами этой платформы. Чем больше это время, тем выше оценка его активности платформой Учи.ру и получаемая учеником награда от платформы. То есть Учи.ру не важно, как ученик освоил учебный материал, важно только время, которое он взаимодействовал с сервисами платформы, то есть размер дохода, который он принёс платформе.

Интернет-зависимость, на которой основывается такой бизнес и зарубежный, и отечественный, безусловно, причиняет вред здоровью школьников, однако не является предметом действия ФЗ №436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», – считает академик Бетелин.

Самое страшное, что большинство родителей (учившихся в лихие 90-е) и уж тем более их отпрысков этого не понимают. Хотя спасибо ковиду и социзоляции: понаблюдав воочию, что такое онлайн-«образование», некоторые начинают прозревать и протестовать против его расширения. Например, в Ханты-Мансийском автономном округе общественная организация «Родительский отпор Югры» собирает подписи против навязанной их детям программы образования от Сбербанка. Они провели целое расследование, и вскрылась масса любопытных моментов в деятельности этой и других образовательных платформ цифрового образования. Правда, голос прозревших практически неслышим, так как не допущен на экраны телевизора. «АН» в ближайших номерах расскажут об этом обязательно.

Но уничтожение образования как инстинкта самосохранения суверенного государства всего лишь часть некоей глобальной «большой игры» под названием «переформатирование человека разумного в человека подчинённого». Правда, меньшая, но пассионарная часть переформатироваться активно не желает. На кострах за это уже не жгут, просто отлучают от нынешней церкви – СМИ и объявляют фриками, люмпенами и совками.

Зато большей части объяснили, что мы, оказывается, живём в постиндустриальном обществе, то есть в новой реальности. И чтобы в ней выжить, человеку надо полностью измениться, разрушить остатки традиционной культуры и традиционные представления об историческом развитии.

Оглянемся вокруг: все признаки постиндустриального общества и, соответственно, изменения человеческой сущности налицо. Точнее, строго по книге футуролога Элвина Тоффлера «Шок будущего». Такое впечатление, что его взгляд пронзил десятилетия и увидел тогда ещё неведомое большинству будущее. Но можно же взглянуть на эти пророчества с другой стороны. А именно шок будущего – это подготовка человечества к сценарию его переформатирования. То есть описание не спонтанных исторических процессов, но заранее запрограммированных и рукотворных. Когда вроде бы предсказанное сбывается само собой, на самом же деле невидимые кукловоды дёргают за ниточки, открывая то один ящик Пандоры, то другой.

– Основные функции государства – учить, лечить и защищать своих граждан. Первейшая – это учить, поскольку иначе сначала будет некому, а потом и некого ни учить, ни лечить, ни защищать. В России эта фундаментальная функция фактически государством отдана бизнесу, поскольку отнесена к категории платных образовательных услуг. То есть образование в нашей стране – это прежде всего бизнес, который должен приносить как можно больший доход акционерам. И этот отечественный бизнес, лидером которого является Герман Греф, сформировал такую образовательную систему, которая решает эту задачу путём трансформации, в интересах и российского, и глобального бизнеса, молодых граждан России в граждан глобального информационного общества. Приход таких граждан в обозримом будущем в государственные и силовые структуры станет катастрофой для страны, – считает академик Бетелин.

Нынешнее же образование – это знания, получаемые в процессе игры или дистанционно. Все эти симулякры сами выкристаллизовывают дурную пену, которая становится неуправляемой. И готова поглотить даже тех, кто эту пену тщательно взбивал. Страной руководят люди, которые собственными руками растят тех, кто выроет им и всей стране политическую могилу. Декоммерциализация образования становится единственным шансом для выживания России. Не больше и не меньше.

Источник

Вам также может понравиться...

Добавить комментарий